Норильск — Норильлаг — Norilsk — NorilLag

Прощание с Норильском

Posted on: 3 июня, 2013

23 Часть. 13 день, понедельник. Прощание с Норильском. Старый город (продолжение)

Итак, я перед въездом на Никелевый завод, но внутрь я не пойду. Я там уже был. Вместо этого я двигаюсь через площадь Завенягина к НПОПАТу. Однако НПОПАТ мне тоже не нужен. Мне нужна железка, ведущая от завода к Нулевому пикету.

Заводская улица. Въезд на Никелевый завод
Это та самая железка у подножия Рудной, к которой я иду
Вид в недра Никелевого завода
И вот я у жд моста через ручей Медвежий

И у меня проблема. Состав занял мост. Я не решаюсь протиснуться между перилами и вагоном. В принципе там пройти конечно можно, но мне совсем не хочется это делать. На вид очень неприятные эти шестиосные думпкары. Я вообще не знаю, насколько я рисковал в Норильске, гуляя тут и там. Но мне казалось, что не так уж и много. Где можно обойти, я всегда старался это делать.

Поэтому на мост я не пошёл, а оказался перед такой табличкой
Вот панорама места, в котором я оказался. Чтобы обойти состав на мосту, мне надо перебраться через изрядную долю этих труб. Что такое «трубы ТВС», я не знал и это придавало мне спокойствия, когда я через них перелезал
Мне придётся спуститься вниз в долину ручья и перейти его в каком-то месте. Выглядит просто — взял и сделал! 🙂
Сначала пролезть под трубой
Отсюда шикарный вид на поезд. Ну конечно, стоило мне залезть поглубже в этот ручей с металлоломом, как поезд уехал, освободив мост. Совершенно бесполезно
Вот что я за это сделал с этой местностью
Перепрыгнув ручей в его разливе и оставшись почти сухим, я оказался на пустыре
Слева железка, и теперь мне уже ничто не помешает
Трафик в Норильске хороший. Я это знаю и отчасти поэтому не полез по мосту. Поезда тут долго на месте не стоят
А вот и пост Нулевой пикет

Где-то тут рядом есть памятная каменная табличка. Вроде бы это наверху, от моста направо, но я её не искал. В табличке сказано (копирую из викимапии):
«Летом 1920 года участниками геологоразведочной экспедиции под руководством Н. Н. Урванцева у подножья горы Рудной был установлен астрономический знак — «Нулевой пикет», ставший отправной точкой для создания топографической карты норильского промышленного района. Летом 1921 г. на этом месте, в 150 шагах к северо-востоку от «Нулевого пикета» участники второй геологоразведочной экспедиции под руководством Н. Н. Урванцева построили первый дом Норильска. Нулевой пикет и Первый дом Норильска стали символической точкой отсчета Норильской истории.»

Взгляд назад. Ещё один поезд, переезжающий злополучный мост
Я иду дальше. Вид обратно на Нулевой пикет. По этой фотографии, кстати, легко оценить горизонтальный дождь — столбы намокли только справа
А железная дорога заканчивается тупиком и перегрузом руды (когда-то она продолжалась и шла вокруг горы Шмидтихи). Здесь руда, доставленная поездом из Талнаха, перегружается в БелАЗы и отвозится наверх на Большую обогатительную фабрику

Нулевой пикет удовлетворил моё любопытство и я решил возвращатсья домой. К тому же я уже весь вымок под дождём и промочил аппаратуру. Когда я дома вынимал из кофра плёночный фотик, которым в этот день даже не воспользовался, на дне была лужа. Выйдя на Горную улицу, я остановился в крытой автобусной остановке (что-то подсказывает мне, что я совсем рядом тогда оказался с памятной табличкой, ну да ладно) и выкурил беломорину. Потом пошёл пешком обратно через Старый город.

Улица Заводская
Дома на этой улице почти все заброшены
Это видимо теперь самые старые каменные дома Норильска из тех что остались

Свернул на Октябрьскую
Меня всё время забавлял вид автобусов в сочетании с БелАЗами

Вид Энергетической улицы
Вид с переезда на станцию Складскую
Плотина озера Долгого
По озеру гуляет смерч
Барашки. Когда их много, то дают до 6 баллов по шкале Бофорта при волне 4 метра высотой. Волны я мерять не ходил. В этом кадре кстати видно ещё, как сдувает на берег брызги из форсунок. Водяная пыль оттуда летела довольно далеко
Вот я и вернулся в город. Погулял в последний раз. Обидно, да…

Однако домой я попал не сразу. Пришлось встретиться с порывами ветра внутри кварталов. В какой-то момент я пережидал ветер, прижавшись к стене и наблюдая за УАЗиком перед собой. Опытный хозяин заклинил колёса, поэтому машина никуда не уехала. Зато раскачивалась она эффектно. В общем, вот так вот было в этот день. Северная погода показала свой характер.
На этом я бы и закончил повествование о Норильске, но не могу же я просто так взять и закончить такое длинное повествование. Я слишком к нему привязался. В качестве заключительного аккорда будет ещё следующий день, в который я хоть и не гулял, но зато попал на металлургическое производство.

—————————— Продолжение следует…

Метки:

1 Response to "Прощание с Норильском"

Характерное норильское небо — стабильно серое (темно-серое, серое с серыми пятнами, и т.п.) в любое время года)))

Оставьте комментарий